главная
Владимир Феоктистов
экспедиции
фотоматериалы
интересные факты
проекты
гостевая
links


Island Madagascar - Part 1

Travelling over Congo | What does Peru begin from? | Cameroon: route of survival | Madagascar Island
| Travelling over Russia |

When I landed in the Ivatu Airport in the city of Antananarivo, the capital of Madagascar, the night has already fallen. Warm wind, blowing from the hills, seemed especially pleasant to me after half an hour of hardships, which I had to undergo during customs inspection, when I was knocking like a blind kitten against all queues, not knowing where is the needed one and not understanding a word in French. Big stars were looking from the sky, and taxi drivers urged visitors to take a hot night ride over the city with tuneful voices.

I had outlined the route of the travel in advance, but was prepared to any changes on the spot. First by car from Antananarivo to Miandrivazo, from where Ciribihina, one of the biggest and most picturesque rivers of the island. From there, I would raft down to the town of Belo-syr-Ciribihina, then drive to seashore of Morondava and back to Antananarivo. Two weeks for all the stuff - mine truly deserved vacation. Next day, I found an interpreter for the whole duration of my stay on the island and we went to see around the capital.

Антанариву
Антанариву
Местный житель
Antananarivo, "the city of ten thousand warriors" is spread on the holy hills of Imerina of Central Plateau. Its whole population lives in single-storey, maximum three-storey, houses, resembling the buildings of a medieval European town. First thing that griped my attention was Antananarivo impressive appearance, the whole city was red. Walls and roofs of the buildings are made either from bricks or from red clay. Despite the fact that this is a capital, the city is filled with calmness, however, as well as all other places on the island which I had time to visit. The crime rate here is low, and since the country is just starting to develop the tourist trade, the local inhabitants meanwhile still look with interest on round "glasses" aimed at their forehead, and laugh infectiously. But, in such large centres as Antananarivo they already look askance at tourists, and think more about how to make money out of them. Want to make a snap - pay!

Car is lumbering along the pavement, pebbled with large cobbles. Narrow streets are meandering and confusing traces of local dwellers lost in the city. Motorcycles are rushing past, women drifting gracefully carrying baskets on their heads. Old people are sitting on rubble and looking to nowhere. What do they think of?

Улочки...
Улочки...
Цветы
Улочки...
Antananarivo is the city sunken in flowers. There are flowers everywhere, in gardens, on flower-beds, on bushes and trees. Huge flower markets and motley shops are scattered all over the city. I have never seen so many flowers in one place, neither in Equatorial Africa nor in Peru.

And nowhere I have seen such sun as at Madagascar; precisely I have not experienced similar impact of it on me. Strange sun. It is unimportant whether it is scorching heat outdoors or just 20°С. If you are standing in a shade, then you feel as warm dense substance envelops you. But if only you go out under direct sunlight, then after some time you begin to feel with horror as you skin charring slowly and is about to roast to crisp. Putting the card before the horse, I'll tell that by the end of travel my hands swelled up from the influence of this "benevolent luminary" so, that my palm clenched into a fist looked like uniform mass without single knob or dimple. But I had to spend more then one week in the open air on the river Ciribihina for this. As Malagasy say "Honey is sweet, but it leaves sediment too".

But this will be later. And now I'm riding around the capital like a king accompanied by interpreter, snapping for free silent walls of buildings and pedestrians leisurely walking for their matters. Ranavaluna III Street, Ratefinahari, Venans Manifatra and now royal palace Ruva is already flashes by… Then disappears. These still were simple names and denominations. But have you ever heard about Malagasy king Andrianunindranarivo or Madagascar pop-star Zafimahamo Rasulufudraulo? That's why there is nothing special about that I did not remember any Malagasy name during my stay on the island, even the names of my interpreter and guide, though I spend most of the time with these people. Speaking frankly, I even did not try to pronounce them, it was useless.

На реке
But generally, Malagasy is very beautiful and melodious language. I remember as during the raft my guide spotting a local inhabitant on the shore started to shout him something like, I thought, he was singing. And that from the shore responded with ditty too. So they "sung over", until the boat had sailed about another three hundred meters and disappeared behind the turn. Meanwhile, I asked the interpreter what the guide was requesting. "Ah, - she said, - asked whether he had something to smoke".

And Malagasy language is very poetical too. It is a language of metaphors. When a girl says, that "he touched her hair with brunches of the hands", she speaks about fingers of the beloved. And if a peasant said something about "the knife of God, which cleaved in half the blue sky", then he definitely meant a rainbow. They don't say "See you" when leaving. They say "Velorna!" - "Stay alive!" But I was not going to say good bye to anybody yet.

На отдыхе Переводчица Пастух
We, my eighteen-year-old interpreter, a mulatto beauty, and me left the next day at dawn, as it was planned. By the way, there can be picked out three types of human appearance on the island: pure negroids, the same as in Congo or Cameroon, mulattos, whose skin has soft chocolate shade, and Asian-eyed mestizos. In fact, very handsome people can be met there. And occasionally it is strange, that this nation has to languish in such poverty.

We had barely left behind the city boundaries and drove few kilometers, as unforgettable picture opened up before our eyes, making me believe, that we had been somehow thrown into the Iron Age. Small sheds with stone furnace in the middle, where artisans were making metal dishes, stretched out along the road. I went out of the car to familiarize myself closer with their hard handicraft. Here quite old Negro pours flaming metal into primitive mould, which he holds back with bare leg using a brick on a distance of some 15 centimetres.
Жители
Зебу
Зебу
Рис
Дети
В каноэ
Пастбища
Малагасийцы
Not far away, another one younger runs around foundry giving him a hand. Someone just in shorts kneads gob with bare hands, black itself and all covered with coal crumbs at that. That is the level of development of their industry. But Malagasy standard of life is not higher. Only 2-3% of the island population has some education and a job. Others live by subsistence production and happy when not hungry.

We drive further. Catching up herd of zebus, dragging themselves along peacefully after the shepherd hobbling ahead. Animals have already got used to the roar of cars appearing harshly, but some still dash aside. Zebu can be met everywhere, it is "State" animal of Madagascar. Local inhabitants cook different dishes from them, sacrifice to ancestors, put into plough, to turn up rice fields, and use as transportation.

There are three ways to keep body and soul together on the island in general. First, of course, is cultivating of rice. The procedure is simple: during the time, when floodwater abates (after raining season), peasant living near a river sails by canoe in a search of sandbanks. Rowing to bald ground he throws several handfuls of rice into it, water, and sail further. And thus, until total area of 40 square kilometres will be sowed. This will be "enough" for him and his family for a year. Malagasy living on a riverside make a living also by fishing. Their whole day past by in a canoe, from which they disembark from time to time to cook some rice on fire to have a bite. Each their new working day looks like the previous one, but if the catch is good children have a party.

Cattle-breeding is also blooming among the Madagascar population. But I still cannot understand, why they walk naked under such abundance of livestock. I remember one story. It happened when we have passed most of our water route. It was time for lunch and we fastened to the bank. Not far away lonely tree stretched out its generous crown, under which we just settled down in the shade. Exactly at this time decrepit old man, with swarm of kids whirling around, was driving his zebu herd. They also had stopped under the tree for a snack. The shepherd had a plain rise for lunch (I would not have been surprised, if for breakfast also), which he heated up on the fire and began to eat heartily with children. Just when we had offered mess and soup to our neighbours this pitiful pounced on the food and besom away everything in a trice, like they were just released from concentration camp. But they had huge herd! Generally similar things happened nearly every time we went ashore to have a bite. Interpreter just started to cook food, as right away local dwellers began to fasten to our fireside. They sat down not far from a fire and waited patiently while we became full to "rub out" remains of food after that. Unlike aboriginal of Equatorial Africa they did not beg for food, they were no attempts for extortion or panhandling. Malagasy have used to humble down. "Not everything you wish fate will present", says folk wisdom. But "to bow a head is not to die yet". This is as an answer.

Рикша
We arrived to Miandrivazo when it was already dark. First thing, that was striking, was abundance of rickshaws, pulling parti-coloured carriages after them. It seemed they outnumbered pedestrians. It is immediately flashed in my head: "To take a rickshaw is to humiliate a person or give him opportunity to have dinner?" But I did not have time to think it over, because we had reached hotel. And when I got up to the room, it occurred that I wanted to sleep deadly. And to eat. And what do Malagasy eat? Rice. Those who are a little bit reach eat rice with something. I always take an opportunity to taste national food, wherever I may be blown. I'll tell you from the beginning, Malagasy prepare two things excellently: chocolate and rum. I even took a supply of rum with me on canoe. Zebu meat is tough a bit and has specific flavour (good for a gourmet), but if you are a game meat lover, than it is for you.
Папайя Бананы
There are a lot of varieties of fruits in Madagascar. The main fruit of the island is lichi, resembling by taste the pulp of passion fruit. Bananas and pineapples are eaten on Madagascar all the year round. And also the natives eat lots of different stuff, which I have not remembered (and could not even articulate). Although, I'll try to name one recipe anyway: ra-vi-to-to. You'll be served soft pork, decorated with tapioca leaves puree garnish, flavoured with coconut. I did not manage to taste it frankly, I've learned about this intriguing dish only in Moscow.

Река
Город
The whole next morning till the lunch passed under the badge of preparation for the raft. I would had to spend the next nine days on water, going downstream to the town of Belo-syr-Ciribihina and enjoying amenities of riverside flora and fauna. I had chosen river Ciribihina on a simple account of that it is possible to sail along it with out any problem during any season, what you cannot say about other rivers of the island. The point is that local rivers have no low water. During raining season (from November till March), which is also called "south summer", the level of water rises many meters up. Then, from April till October floodwater goes down, in order to begin to rise up again in November. This period is called "dry season" or "south winter". So, it is possible to raft freely along Ciribihina at any season. I would have got to some back lands, if I had had time. But two weeks are enough only to take a rest. This is exactly what I was doing. Starting early in the morning we found the guide, then made a supply of provisions, to make our vacation most valuable from any point, and even had time to see the town in details.

next (part 2)... »

 to the beginning mail to Vladimir Feoktistov to webmaster 
© 2002, Vladimir Feoktistov


    Яндекс цитирования

главная
Владимир Феоктистов
экспедиции
фотоматериалы
интересные факты
проекты
гостевая
ссылки












Остров Мадагаскар - часть 1

Путешествие по Конго | С чего начинается Перу | Камерун: маршрут на выживание | Остров Мадагаскар
| Путешествия по России |

Когда я приземлился в аэропорту Ивату, в городе Антананариву, столице Мадагаскара, была уже ночь. После полутора часов мытарств, которые мне пришлось пережить в процессе таможенной проверки, когда я как слепой котенок тыкался во все очереди, не зная, где нужная, и не бельмеса не понимая по-французски, теплый ветер, дующий с холмов показался мне особенно приятным. С неба смотрели большие звезды, а таксисты мелодичными голосами зазывали приезжих прокатиться по городу жаркой ночью.

Маршрут путешествия я наметил заранее, хотя был готов к любым изменениям на месте. В начале на машине из Антананариву в Миандривазу, где берет начало Цирибихина, одна из крупнейших и живописных рек острова. Оттуда я сплавляюсь до города Белу-сюр-Цирибихина, потом еду к морскому побережью Мурундаву и возвращаюсь в Антананариву. На все про все две недели - честно заслуженный мною отпуск.
На следующий день я нашел переводчицу - на все время моего пребывания на острове, - и мы поехали смотреть столицу.

Антанариву
Антанариву
Местный житель
Антананариву, "город десяти тысячи воинов", раскинулся на священных холмах Имерины, Центрального нагорья. Все его двухмиллионное население живет в одноэтажных - максимум трехэтажных - домиках, напоминающих сооружения средневекового европейского города. Первое, что захватило мое внимание, это бросающийся в глаза внешний вид Антананариву - весь город красного цвета. Стены и крыши построек сделаны либо из кирпича, либо из красной глины. Несмотря на то, что это столица, город наполнен спокойствием, впрочем, как и все другие места на острове, где я успел побывать. Здесь низкий уровень преступность, а поскольку страна только начинает развивать туризм - местные жители пока еще с интересом смотрят на круглые "стекляшки", направленные на их лоб, и заразительно смеются. Правда, в таких крупных центрах, как Антананариву, на туристов уже поглядывают искоса, и больше думают о том, чем бы у них поживиться. Хочешь "щелкнуть" - заплати!

Машина громыхает по мостовой, выложенной крупными булыжниками. Узкие улочки петляют и путают следы затерявшихся в городе местных жителей. Мимо проносятся мотоциклы, грациозно проплывают женщины, неся корзины на головах. На каменной кладке сидят старики и смотрят в никуда. О чем думают?

Улочки...
Улочки...
Цветы
Улочки...
Антананариву - город, утонувший в цветах. Цветы здесь везде: в палисадниках, на клумбах, на кустах и деревьях. Огромные цветочные рынки и пестрые лавки разбросаны по всему городу. Такого количества цветов в одном месте я не видел нигде - ни в Экваториальной Африке, ни в Перу.

И нигде я не видел такого солнца, как на Мадагаскаре, точнее не испытывал такого его воздействия на себе. Странное солнце. Неважно - на улице пекло или всего 20°С. Если вы находитесь в тени, то чувствуете, как вас обволакивает теплая густая масса. Но стоит вам выйти под прямые солнечные лучи, как через какое-то время вы с ужасом начинаете ощущать, как ваша кожа потихоньку обугливается и вот-вот поджарится до хрустящей корочки. Забегая вперед, скажу, что к концу путешествия мои руки так опухли от действия этого "доброжелательного светила", что сжатая в кулак ладонь стала похожа на однородную массу без единого бугорка и ямочки. Но для этого мне потребовалось более недели провести под открытым небом на реке Цирибихине. Как говорят малагасийцы: "Сладок мед, но и он оставляет осадок".

Но это потом. А пока я королем разъезжаю по столице в компании с переводчицей, бесплатно щелкая безмолвные стены зданий и неторопливо идущих по своим делам прохожих. Улица Ранавалуны III, Ратефинахари, Венанс Манифатра, и вот уже проносится мимо королевский дворец Рува… Исчезает. Это еще простые названия и имена. А вы слышали что-нибудь о малагасийском короле Андриануниндранариву или поп-звезде Мадагаскара Зафимахаму Расулуфудраулу? Поэтому нет ничего удивительного в том, что за время моего пребывания на острове я не запомнил ни одного малагасийского имени, даже имен переводчицы и проводника, хотя с этими людьми я провел большую часть времени. Если честно, я даже и не пытался их произносить - бесполезно.

На реке
А вообще малагасийский язык очень красивый и певучий. Помню, во время сплава мой проводник, завидев на берегу местного жителя, принялся кричать ему что-то такое, что я подумал: надо же, песню запел. А тот, с берега, - тоже в ответ куплетами. Так они "перепевались", пока лодка не проплыла еще метров триста и не скрылась за поворотом. Я тем временем спросил переводчицу, что, мол, проводник хотел. "Да, - говорит, - спрашивал, нет ли у того покурить".

А еще малагасийский язык очень поэтичен. Это язык метафор. Когда девушка говорит, что "он ветвями рук коснулся ее волос", она говорит о пальцах любимого. А если крестьянин сказал что-то о "ноже Бога, рассекшем пополам голубое небо", то он наверняка имел в виду радугу. Расставаясь, они не говорят друг другу: "До свиданья!". Они говорят: "Veloma!", "Будьте живы!" Но я прощаться пока еще ни с кем не собирался. Разве что только со столицей, и то - на время.

На отдыхе Переводчица Пастух
Как и было намечено, выехали на следующий день на рассвете - я и моя восемнадцатилетняя переводчица, красавица-мулатка. К слову, на острове можно выделить три типа внешности людей: чистые негры, такие как в Конго или в Камеруне, мулаты, чья кожа имеет нежный шоколадный оттенок, и метисы с азиатским разрезом глаз. Вообще люди там встречаются очень красивые. И порой бывает странно, что этот народ вынужден влачить за собой такое жалкое существование.

Едва мы выехали за черту города и проехали несколько километров, как нашему взору открылась незабываемая картина, заставившая меня поверить в то, что нас каким-то образом забросило в железный век. Вдоль дороги растянулись небольшие навесы, с каменной печью посередине, где мастеровые изготавливали металлическую посуду. Я вышел из машины, чтобы поближе познакомиться с их нелегким ремеслом. Вот уже немолодой негр льет горящий металл в примитивную форму, которую придерживает босой ногой при помощи кирпича на расстоянии каких-то 15 сантиметров.
Жители
Зебу
Зебу
Рис
Дети
В каноэ
Пастбища
Малагасийцы
Недалеко другой, помоложе, бегает по литейной мастерской на подхвате. Кто-то голыми руками, в одних шортах, месит пустую породу - сам черный, да еще весь в угольной крошке. А под другим навесом всю эту работу выполняет один человек. Таков уровень развития их промышленности. Но не выше и уровень жизни малагасийцев. Только 2-3% жителей острова имеют какое-то образование и работу. Остальные живут натуральным хозяйством и счастливы, когда сыты.

Едем дальше. Нагоняем стадо зебу, мирно плетущихся на пастбище за ковыляющим впереди пастухом. Животные уже привыкли к реву резко появляющихся машин, но некоторые еще шарахаются в стороны. Зебу можно встретить везде - это "национальное" животное Мадагаскара. Местные жители готовят из них разные блюда, приносят в жертву предкам, запрягают их в плуг, чтобы вспахивать рисовые поля, и используют как транспортное средство.

Вообще на острове существует три основных способа поддержания существования. Первый - это, конечно, взращивание риса. Схема действий проста: в период, когда спадает паводковая вода (после сезона дождей), крестьянин, живущий у реки, плывет на каноэ в поисках отмелей. Подплывая к оголенным участкам земли, он бросает туда несколько горстей риса, поливает водой и плывет дальше. И так, пока не будет засеяна земля общей площадью около 40 кв. км. Этого ему и его семье "хватит" на год.
Малагасийцы, живущие по берегам рек, промышляют еще ловлей рыбы. Весь их день проходит в каноэ, откуда они изредка сходят на берег приготовить немного риса на костре, чтобы перекусить. Каждый их новый трудовой день похож на предыдущий, но если улов удачный - у детей праздник.

А еще у жителей Мадагаскара процветает скотоводство. Но я до сих пор не могу понять, почему они ходят голодные при таком обилии крупного рогатого скота. Мне вспоминается одна история. Это произошло, когда мы уже прошли большую часть водного маршрута. Было время обедать, и мы зачалили к берегу. Неподалеку раскинуло свою щедрую крону одинокое дерево, под которым мы и устроились в тени. Как раз в это время гнал свое стадо зебу дряхлый старик, вокруг которого кружился рой ребятишек. Они тоже остановились под этим деревом на перекус. У пастуха на обед (я не удивлюсь, если и на завтрак) был голый рис, который он подогрел на костре и вместе с детьми принялся уплетать за обе щеки. Когда же мы предложили нашим соседям каши и супа, то эти несчастные, как из концлагеря, набросились на еду и в одночасье все смели. Притом, что у них было огромное стадо!
Вообще, подобное случалось практический каждый раз, когда мы выходили на берег перекусить. Только переводчица принималась готовить еду, как тут же к нам на огонек начинали зачаливать местные жители. Они присаживались недалеко от костра и терпеливо ждали, пока мы наедимся, чтобы затем "подчистить" остатки пищи. В отличие от аборигенов Экваториальной Африки, они не клянчили еду, не было потуг на вымогательство или попрошайничество. Малагасийцы привыкли смиряться. "Не все, что желаешь, подарит судьба", - гласит народная мудрость. Но "склонить голову - еще не умереть". Это в ответ.

Рикша
В Миандривазу мы прибыли, когда уже стемнело. Первое, что бросилось в глаза - это обилие рикшей, тянущих за собой пестро раскрашенные коляски. Казалось, что их больше, чем прохожих. В голове сразу пронеслось: "Нанять рикшу - это унизить человека или дать ему возможность поужинать?" Но я не успел додумать, потому что мы подъехали к гостинице. Когда же я поднялся в номер, оказалось, что мне мертвецки хочется спать. И есть.
А что едят малагасийцы? Рис. Те, которые побогаче, едят рис с чем-нибудь. Куда бы меня ни занесло, я всегда пользуюсь возможностью попробовать национальную кухню. Сразу скажу - две вещи малагасийцы делают отменно: это шоколад и ром. Запасы рома я даже взял с собой в каноэ. Мясо зебу жестковато, обладает специфическим привкусом (на любителя), но если вы не равнодушны к мясу дичи, то это для вас.
Папайя Бананы
На Мадагаскаре очень много разновидностей фруктов. Главный плод острова - это личи, напоминающий по вкусу мякоть маракуйи. Бананы и ананасы на Мадагаскаре едят круглый год. А еще там едят много чего разного, что я не запомнил (и не выговорил бы даже). Хотя один рецепт все-таки попытаюсь назвать: ра-ви-ту-ту. Вам подают нежную свинину, украшенную гарниром из пюре из листьев маниоки, приправленного кокосом. Его мне, правда, не довелось попробовать - об этом интригующем блюде я узнал только в Москве.

Река
Город
Все следующее утро вплоть до обеда прошло под знаком подготовки к сплаву. Грядущие девять дней мне предстояло провести на воде, направляясь вниз по течению к городу Белу-сюр-Цирибихина и вкушая прелести прибрежной флоры и фауны. Реку Цирибихину я выбрал по той простой причине, что по ней можно пройти в любое время года без проблем, что не скажешь об остальных реках острова. Дело в том, что у местных рек не существует межени. В сезон дождей (с ноября по март), который еще называют "южным летом", уровень воды вырастает на много метров. Затем, с апрель по октябрь, паводковая вода сходит, с тем чтобы с ноября опять начать подниматься. Этот период называется "сухим сезоном", "или южной зимой". Так вот - в любой сезон по Цирибихине можно сплавляться беспрепятственно. Если бы у меня было время, возможно, я бы забрался куда-нибудь поглубже. Но двух недель достаточно лишь для того, чтобы отдохнуть. Чем я и занимался. Чтобы отдых был наиболее полноценным во всех отношениях, с утра пораньше мы нашли проводника, затем запаслись провиантом, а я успел даже познакомиться поближе с городом.

продолжение (часть 2)... »

 в начало написать Владимиру Феоктистову вебмастеру 
© 2002, Владимир Феоктистов


    Яндекс цитирования